Еврейские дети — в ответе за Тору
В Книге Псалмов сказано: "Из уст младенцев и грудных детей основал Ты силу" (Тегилим, 8,3). А в Книге Притч сказано: "Сын мой, если ты поручился за ближнего твоего..." (Мишлей, 6,1). Оба эти изречения относятся к евреям, которые в час Дарования Торы стали поручителями друг для друга. Вот как это произошло.
Когда Всевышний решил даровать Тору Израилю, Он сказал ему: "Дайте мне поручителей, которые гарантируют, что вы будете исполнять законы Торы". Израиль ответил: "Наши праотцы поручатся за нас". Всевышний сказал: "Об их поручительстве не может быть и речи — ведь они и так в долгу передо Мной". Так ответил бы кредитор человеку, который просит у него денег взаймы. Он сказал ему вначале: "Приведи поручителя, и я дам столько, сколько тебе нужно". Однако когда в качестве поручителя был предложен человек, который сам должен деньги этому кредитору, тот сказал: "Вместо поручителя ты привел мне должника, которому неплохо было бы сначала выполнить свои обязательства. Приведи мне поручителя, который не должен мне ничего, и тогда получишь деньги". Именно так и ответил Всевышний Израилю: "Вы предлагаете Мне в качестве поручителя праотцов, однако они в немалом долгу передо Мной. Представьте Мне поручителей, которые ничего Мне не должны". Израиль спросил: "Но кто может сказать про себя, что он ничего Тебе не должен?" Всевышний ответил: "Маленькие дети".
Тотчас же были приведены грудные дети и даже дети, еще находящиеся в утробе матери. Все они видели Всевышнего и говорили с Ним. Всевышний сказал им: "Готовы ли вы поручиться за своих отцов — что если Я дам им Тору, они будут исполнять ее законы? Ведь если не будут — Я взыщу за это с вас". Они ответили: "Мы готовы". Тогда Он сказал им: "Я — Г-сподь, Б-г ваш". Они ответили: "Это так". Он продолжил: "Да не будет у вас других богов". Они ответили: "Не будет". Всевышний сообщил им и все остальные заповеди, и они дали соответствующие ответы: где следует, положительные, где следует, отрицательные. Тогда Всевышний сказал детям: "Из уст ваших Я дарую Тору, как сказано: "Из уст младенцев и грудных детей основал Ты силу"." Ведь слово "сила" — עוז, оз — всегда подразумевает Тору, как (например) сказано в Псалмах: "Г-сподь даст силу (עוז) народу своему" (Тегилим, 29,11). Поэтому если (не про нас будет сказано) Израиль откажется от Торы, за это будут наказаны дети, как сказано у пророка Гошеа: "Уничтожен народ Мой из-за незнания... Забуду и Я сыновей твоих" (Гошеа, 4,6). Что значит: "Забуду и Я?" Всевышний как бы сказал: "В таком случае и Я забуду, что ваши дети благословляли Меня".